Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.
При нормальном речевом развитии дети к 5-ти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звукопроизношению, готовность к звуковому анализу и синтезу
Однако, не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже и при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
У всех детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического строя.
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития:
1 уровень речевого развития характеризуется отсутствуем речи.
2 уровень знаменуется тем, что кроме жестов и лепетных слов. Появляются хотя и искаженные, недостаточно постоянные общеупотребительные слова. Высказывания детей бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий и т.д.
3 уровень характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. На данном этапе дети пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Улучшаются произносительные возможности ребенка. Дети уже обычно не затрудняются в названии предметов, действий, признаков, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ.
Однако, в устном речевом общении дети стараются "обходить" трудные слова и выражения. Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо. Дети не знают значение ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, локоть, ступня, веранда и т.д.). Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании ("столёнок "- столик и т. д.). Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.